ПАМЯТКИ О ДЕЙСТВИЯХ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Памятка для директора школы
Помните:
- Самое благоприятное условие для возникновения террористического акта -это кампанейщина в работе по его недопущению.
- Добейтесь, чтобы присутствие в школе посторонних лиц было исключением, а не правилом.
- Сделайте так, чтобы антитеррористические мероприятия неизменно и безусловно осуществлялись при проведении всех мероприятий школы.
- Настойчиво учите учителей, технический персонал и школьников практическим действиям в чрезвычайных ситуациях.
- Составьте подробный план действий на случай:
а)обнаружения взрывного устройства;
б)получения сообщения о закладке взрывного устройства;
в)срабатывания взрывного устройства;
г)захвата заложников.
6.Относитесь к звонкам и другим сообщениям по минированию также, как и к реальной беде. Ничто так не опасно в борьбе с терроризмом, как успокоенность.
2. Памятка: примерные действия руководства школы
при угрозе возникновения террористического акта
- Сообщить о случившемся в Управление внутренних дел по телефону «02».
- Эвакуировать детей и персонал из здания школы (с проверкой наличия и размещения детей, организацией передачи их родителям).
- Силами технического персонала и учителей организовать охрану здания школы с целью не допустить в здание посторонних (для исключения мародерства) до прибытия следственно-оперативной группы УВД города.
- Привести в готовность все средства пожаротушения в школе (внутренние пожарные краны, огнетушители и др.).
- При эвакуации ввести в действие План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
- Встретить следственно-оперативную группу УВД и:
- сообщить старшему о наличии людей в школе;
- передать план расположения школы и план расположения помещений школы, по возможности указав, где находится взрывное устройство или предмет, похожий на него;
- передать другие сведения, имеющие ценность для оперативной группы (кто мог позвонить о закладке взрывного устройства, оставить предмет, похожий на него, кто из посторонних лиц и с какой целью приходил в школу и т.д.).
- Оставаться со следственно-оперативной группой до конца обследования здания школы и выполнять требования старшего группы об открытии помещений или о приглашении учащихся и учителей для проведения следственных действий.
- К занятиям в школе приступать только после выдачи акта об отсутствии взрывного устройства в школе за подписью начальника следственно-оперативной группы.
3. Памятка: примерные действия руководства школы
при срабатывании взрывного устройства
- Сообщить о случившемся дежурному УВД по телефону «02».
- Выяснить обстановку (место взрыва, наличие пострадавших, имеется или нет возгорание и т.д.).
- Организовать эвакуацию детей из школы (с проверкой наличия и размещения детей, организацией передачи их родителям).
- Организовать вынос пострадавших и помощь им силами персонала школы. Установить место сбора пострадавших.
- Организовать встречу пожарных, «скорой помощи», наряда УВД и:
- сообщить им о наличии и местонахождении пострадавших;
- передать план расположения помещений школы с указанием места срабатывания взрывного устройства и возможном местонахождении пострадавших;
- передать другие имеющиеся сведения.
- Выяснить, кто пострадал при срабатывании взрывного устройства, и сообщить об этом их родителям или родственникам.
- Оказать возможную помощь сотрудникам УВД при проведении следственных действий.
- Памятка: примерные действия руководства школы
при захвате школьников или персонала в заложники
- Немедленно вывести незахваченный персонал и учащихся из здания школы (организовать проверку учащихся, учителей и персонала, передачу детей родителям).
- Сообщить о случившемся дежурному по УВД по телефону «02» и дежурному диспетчеру города.
- Уточнить местонахождение террористов и заложников, их требования, психическое состояние.
- Организовать наблюдение за зданием школы с целью не допустить проникновения в него посторонних.
- Организовать встречу следственно-оперативной группы УВД, сообщить все сведения, которыми вы обладаете, о террористах и захваченных ими школьниках. Передать следственно-оперативной группе УВД план расположения помещений школы.
5. Памятка: примерные действия персонала
при обнаружении взрывного устройства
- Немедленно лично или через посыльного сообщить о случившемся директору школы или лицу, его замещающему.
- Убрать от взрывного устройства всех окружающих на безопасное расстояние (вывести из помещения, где оно обнаружено).
- Не подходить и не прикасаться к подозрительному предмету.
- Не пользоваться около подозрительного предмета радиотелефоном.
- Не пытаться самим определить тип взрывного устройства путем его разборки или разворачивания упаковки.
6. Памятка лицу, получившему сообщение
с угрозой минирования здания школы
1. Постарайтесь установить контакт с анонимом, при этом:
- попытайтесь выяснить мотивы минирования;
- попытайтесь уговорить его не совершать этот поступок;
- выясните мотив минирования, какие требования выдвигает аноним;
- задавайте различные уточняющие вопросы, провоцируйте его проговориться и сообщить о себе какие-либо данные;
- постарайтесь уговорить его повторить звонок.
- По окончании разговора немедленно заполните лист наблюдения, где укажите: возможный пол, возраст, интонацию голоса, наличие дефектов речи, ее высоту и тембр, наличие звукового (шумового) фона, предполагаемое психическое состояние позвонившего. Зафиксируйте точное время поступления к вам звонка.
- В процессе разговоров попытайтесь определить через «08», откуда вам позвонили, используя для этого соседний телефон. После окончания разговора с анонимом позвоните по телефону «08» или «02», объясните ситуацию и попросите определить номер телефона, с которого звонил аноним.
- По окончании переговоров немедленно сообщите об угрозе и ваших наблюдениях директору школы или лицу, его замещающему.
7. При обнаружении предмета,
похожего на взрывное устройство
- Не подходите близко. Рассматривайте его с безопасного расстояния.
- Не открывайте - взрыватель может быть соединен с замком или крышкой.
- Не пытайтесь передвинуть: взрыватель может быть соединен ниткой с чем-либо извне или просто реагировать на движение.
- Не пользуйтесь мобильными телефонами возле подозрительного предмета. Если там дистанционно управляемый взрыватель, он может принять сигнал от вашего телефона за команду сработать.
- Руководителям учреждений или объектов,
где произошел захват заложников необходимо
- Незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы.
- Не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе.
- Принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, спасателей, автомашин «скорой помощи».
- По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации.
- При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной.
- Не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
- Помните, что, получив сообщение о захвате людей, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
9. Памятка для тех, кто оказался в заложниках
- Прежде всего, помните, что ваша жизнь является предметом торга для террористов и ее можно сохранить.
- Человек, оказавшийся в заложниках, в первые минуты или даже часы не может поверить в то, что произошло. Ему кажется, что это какое-то ужасное кино, смесь правды со сном.
- Надо постараться быть как можно незаметнее, вести себя тихо. Не следует проявлять никакой активности. Террористы, как правило, тоже находятся в состоянии сильнейшего стресса. Для них это, скорее всего, тоже необычная ситуация. Хотя они к ней готовились, но их нервы напряжены, психика истощена. Они тоже не лишены страха, но он выливается в агрессию. Активное поведение заложников может их напугать. Однако они не убегут, а проявят жестокость, и поэтому человек в активном состоянии раздражает террористов.
- При необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им. Не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники.
- Если кто-то проявляет активность, его нужно успокоить, удержать, может быть, вдвоем, втроем. Не давайте ему кричать и ругаться. Следует в полном объеме и быстро выполнять требования захватчиков. Чтобы не пугать террористов резкими движениями, на каждое свое движение (достать платок из кармана, завязать шнурок, залезть в сумку и т.д.) нужно спросить разрешение.
- Проявляйте выдержку и терпение при оскорблениях и унижениях, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе. Если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.
- Будьте внимательны, смотрите по сторонам, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
- Не исключено, что именно наблюдательный заложник раньше всех окажется на свободе и сможет помочь остальным, рассказав о том, что происходит внутри захваченного помещения.
- Не замыкайтесь в себе, постарайтесь присмотреться к другим людям, понять, не нужна ли кому-то помощь. Эта помощь может заключаться в мелочах: взгляде, слове, движении (шепните что-нибудь ободряющее, поднимите упавшую сумочку или платок). Между вами возникнет контакт, а когда человек не один, то ему и всем, кто рядом, становится легче.
- Когда возникает возможность поесть или попить, обратите внимание на людей, которые впали в состояние ступора. Не нужно их тормошить, а лучше накормить, напоить, оказать помощь, участие.
- Во время проведения спецслужбами
операции по вашему освобождению
- При сильном задымлении, если есть возможность, смочите чем угодно (можно даже слюной, мочой) какую-либо ткань: платок, рукав, шарф и дышите через нее.
- Лягте на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь - это в несколько раз сократит возможность поражения; лучше, конечно, спрятаться в какое-нибудь укрытие.
- Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника.
- Если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
- Помните: ваша цель - остаться в живых.
- Последствия пребывания в заложниках
- Заложники - те, кто остался в живых, и их родственники - пережили глубокий стресс и должны получать особое внимание и заботу. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Но и лезть с расспросами тоже не следует. Человек должен выговориться, не нужно его подавлять. Но нельзя и проявлять излишнюю назойливость. Хочет он говорить о случившемся - пусть говорит, рассказывает, может быть, во второй, в третий, в десятый раз. Не хочет - надо подождать. Последствия пребывания в заложниках наиболее тяжелы для детей. Им потребуется продолжительный психологический уход - не просто наблюдение, а именно уход. Первым делом нужно найти квалифицированных детских психологов.
- Родители должны не только связаться с ними, но и сами получить какие-то знания, стать психологами. Без этого ребенку будет трудно вернуться к нормальной жизни.
- Самое главное для таких детей - родительская любовь. И не нужно быть сдержанными в ее проявлениях.
- Непростой будет ситуация в семьях, где оказавшегося в заложниках близкого человека не удалось спасти. Взрослые могут уйти в свои переживания, а ребенок останется один на один с тем, с чем он не в силах справиться. Не нужно прятать от ребенка двои переживания, но и избыточно демонстрировать их тоже нельзя. Чрезвычайная ситуация должна сопровождаться чрезвычайными проявлениями самых лучших чувств. Главное - спокойствие.
Материал предоставил Плехов В. В.,
старший преподаватель Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск.